Карл Ясперс - крупнейший
представитель немецкого экзистенциализма, психолог.
Карл
Ясперс родился 23 февраля 1883 года. В 1901 году Ясперс окончил классическую
гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет, затем
перешел на факультет медицинский и проучился там до 1908 года.
Окончив
медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по
1915 год работал научным ассистентом в психологической и неврологической
клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу
"Всеобщая психопатология" (1913), которую защитил в качестве
диссертации, и получил степень доктора психологии. После защиты диссертации он
начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете.
В
1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию
мировоззрений", которая сделала ее автора широко известным. Ясперс
отказывается от психологии, как от обобщающего научного построения, и говорит о
необходимости создания философии нового типа - философии экзистенции. Два года
спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.
Ясперс
во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно
важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи
Просвещения.
Экзистенциальная
философия Ясперса сразу привлекла к себе внимание манерой изложения, формой
свободного размышления, лишенной стремления вывести все содержание из единого
общего принципа. В дальнейших работах Ясперс сформулировал тему своей философии
- человек и история, как изначальное измерение человеческого бытия. Он
развивает тему общения или коммуникации. Так как экзистенция не существует вне
коммуникации, то, следовательно, в этой коммуникации обретается свобода, ибо
экзистенция и свобода тождественны.
Расцвет
творческой деятельности мыслителя приходится на 1930-1940-е годы, самые трудные
и трагические в немецкой истории ХХ века. Непосредственно пережитый опыт
нацистской диктатуры со всей остротой обнажили перед философом кризис не только
европейского, но и мирового исторического развития.
В
1947 году Ясперс был приглашен читать лекции в Базель; лекции эти и легли в
основу книги "Философская вера", изданной год спустя в Мюнхене.
Мыслитель находит наконец понятие "философской веры", которое
позволяет ему свести как бы в единый узел те проблемы, над которыми он
размышлял многие годы. Философская вера отличается от религиозной тем, что она
должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а
на опыте, доступном всякому человеку. Откровение отделяет верующих от всех тех,
кто не верит в него, и тем самым препятствует взаимопониманию, создавая у верующих
претензию на исключительность. По убеждению Ясперса, такая претензия всегда
исторически вредила христианам, ибо служила источником фанатизма, нетерпимости.
В
послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии. Он обращался к
соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по
радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма,
ввергающего людей в кровавые революции и истребительные войны.
"Наше будущее и Гёте" (1947),
"Разум и антиразум в нашу эпоху" (1950), "Об условиях и
возможностях нового гуманизма" (1962) - это работы, в которых философ
обращается к ценностям старой бюргерской культуры в Германии, пытаясь их
обновить и отчасти ограничить.
Умер
Ясперс 26 февраля 1969 года.
"Смерть предстоит каждому. Но мы не
знаем, когда именно, мы живем так, как будто она не придет".
Комментариев нет:
Отправить комментарий