Постоянные читатели

вторник, 23 сентября 2014 г.

Карл Ясперс



Карл Ясперс - крупнейший представитель немецкого экзистенциализма, психолог.
Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года. В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет, затем перешел на факультет медицинский и проучился там до 1908 года.
Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра, Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психологической и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую большую работу "Всеобщая психопатология" (1913), которую защитил в качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. После защиты диссертации он начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете.
В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию мировоззрений", которая сделала ее автора широко известным. Ясперс отказывается от психологии, как от обобщающего научного построения, и говорит о необходимости создания философии нового типа - философии экзистенции. Два года спустя Ясперс становится профессором философии в Гейдельбергском университете.
Ясперс во многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи Просвещения.
Экзистенциальная философия Ясперса сразу привлекла к себе внимание манерой изложения, формой свободного размышления, лишенной стремления вывести все содержание из единого общего принципа. В дальнейших работах Ясперс сформулировал тему своей философии - человек и история, как изначальное измерение человеческого бытия. Он развивает тему общения или коммуникации. Так как экзистенция не существует вне коммуникации, то, следовательно, в этой коммуникации обретается свобода, ибо экзистенция и свобода тождественны.
Расцвет творческой деятельности мыслителя приходится на 1930-1940-е годы, самые трудные и трагические в немецкой истории ХХ века. Непосредственно пережитый опыт нацистской диктатуры со всей остротой обнажили перед философом кризис не только европейского, но и мирового исторического развития.
В 1947 году Ясперс был приглашен читать лекции в Базель; лекции эти и легли в основу книги "Философская вера", изданной год спустя в Мюнхене. Мыслитель находит наконец понятие "философской веры", которое позволяет ему свести как бы в единый узел те проблемы, над которыми он размышлял многие годы. Философская вера отличается от религиозной тем, что она должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, доступном всякому человеку. Откровение отделяет верующих от всех тех, кто не верит в него, и тем самым препятствует взаимопониманию, создавая у верующих претензию на исключительность. По убеждению Ясперса, такая претензия всегда исторически вредила христианам, ибо служила источником фанатизма, нетерпимости.
В послевоенные годы Ясперс был одним из духовных лидеров Германии. Он обращался к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и в выступлениях по радио. Его главная мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, ввергающего людей в кровавые революции и истребительные войны.
 "Наше будущее и Гёте" (1947), "Разум и антиразум в нашу эпоху" (1950), "Об условиях и возможностях нового гуманизма" (1962) - это работы, в которых философ обращается к ценностям старой бюргерской культуры в Германии, пытаясь их обновить и отчасти ограничить.
Умер Ясперс 26 февраля 1969 года.

"Смерть предстоит каждому. Но мы не знаем, когда именно, мы живем так, как будто она не придет".

Комментариев нет:

Отправить комментарий